Суббота, 19 Сентября 2020, 13:07
Навигация
-> Главная
-> Статьи
-> Форум
-> Категории новостей
-> Файловый архив
-> Архив модов
-> Галерея
-> Видео архив
-> Фильмотека
-> Худ. галерея
-> Библиотека
-> Поиск
-> Каталог ссылок
-> Обратная связь
-> Памяти Беатрисс
 
Сейчас на сайте
-> Гостей: 31

-> Пользователей: 0

-> Всего пользователей: 8
-> Новый пользователь: Скайуокер
 
База игр
-> Корсары:
История Пирата


-> Skull & Bones
-> Assassin's Creed 4: Black Flag
-> Корсары
-> Пираты Карибского моря
-> Флибустьеры
-> Возвращение Морской Легенды
-> Пираты Российской Империи
-> Пираты Карибского моря: Новые Горизонты
-> Корсары III
-> Корсары 3: Сундук мертвеца
-> Корсары 3: Ветер Свободы
-> Корсары: Возвращение Легенды
-> Корсары: Город Потерянных Кораблей
-> Корсары 4
-> Приключения Капитана Блада
-> Корсары: Каждому своё!
-> Корсары: Проклятые Судьбой
-> Корсары 3: Тайны Дальних Морей
-> Корсары: Тайны Дальних Морей 2
-> Sid Мeier's Рirаtes
-> Головорезы: Корсары XIX века
-> Ост-Индская компания
-> Хозяева морей. Завоевание Америки
-> Pirates of the Caribbean: Armada of the Damned
-> Пираты Карибского моря. На краю света
-> Черный Корсар
-> Рыцари Морей
-> Тортуга
-> Тортуга 2: Проклятый Клад
-> Порт Рояль 2
-> Тропико 2: Пиратский остров
-> Век Парусников II
-> Пиратия
-> Pirates of the Caribbean Online
-> Пираты Онлайн
-> Корсары-Online
-> Морские разбойники
-> Pirates of Black Cove
-> Vendetta - Curse of Raven's Cry
-> Два мира II: Пираты Летучей крепости
-> Risen 2: Тёмные воды
-> Blood & Gold: Caribbean!
-> World of Warships
-> Затерянный Остров
-> Blackwake
-> The Pirate: Caribbean Hunt
-> New Dawn
-> Out of Reach: Treasure Royale
-> Tempest

-> Все игры
 
Исторический раздел
-> Знаменитые пираты
-> Исторические материалы
-> История пиратства
-> Тактика морских разбойников
 
О нас
-> Команда сайта
-> Наши банеры
-> Обсуждение сайта
 
Случайный скриншот
 
Реклама
 
Бернхард Рогге «Рейдер «Атлантис»: Самый результативный корабль германского ВМФ»
 
«Рейдер «Атлантис»: Самый результативный корабль германского ВМФ»
Бернхард Рогге

Кавалер ордена «За перекраску корабля в море» с дубовыми листьями

Воспоминания Бернхарда Рогге — это действительно уникальный источник по истории Второй мировой войны вообще и войны на море в частности. В них много интересных сведений по стратегии и тактике действий немецких рейдеров, по организации снабжения и комплектования немецкого флота (спойлер — всё это работало вовсе не безупречно), по методам противодействия рейдерам, которые применялись англичанами. Есть немного информации о взаимодействии с итальянскими союзниками, от которой лишний раз убеждаешься, что союзники — это третья проблема воинственной Германии после войны на два фронта и дефицита ресурсов.

Кто такой Бернхард Рогге? Офицер немецкого флота, в 1940-1941 годах командовавший вспомогательным крейсером «Атлантис», который стал самым успешным рейдером кригсмарине: благодаря хорошей организации и подготовке плавания, дисциплине экипажа и пополнению запасов топлива с захваченных судов «Атлантис» провёл в боевом походе 622 дня. До войны Рогге командовал учебными кораблями, в том числе двумя парусниками, оба из которых до сих пор бороздят моря — это «Горх Фок» (впоследствии советский и украинский «Товарищ», сейчас продан Германии и снова ходит под первоначальным названием) и «Альберт Лео Шлагетер» (сейчас это португальский «Сагреш»). После войны благополучно служил в западногерманском флоте.

На страницах собственных воспоминаний Рогге предстаёт человеком в высшей степени практичным и деловитым, предусмотрительным и осторожным, и, конечно —высококвалифицированным специалистом в морском деле. Первое слово, которое приходит в голову при попытке охарактеризовать Рогге — это профессионализм. Он прекрасный организатор: при подготовке судна к походу он уделяет очень много внимания устройству маскировки для орудий, размещению жилых помещений — он постарался, чтобы моряки конкретных специальностей жили рядом со своими боевыми постами. Важен для него и комфорт матросов — он прекрасно понимает, что им предстоит провести в море много месяцев, ютясь на ограниченном пространстве, и от этого минимального комфорта зависит моральный дух экипажа. Что уж говорить о подборе людей в команду — Рогге изучал биографию, тщательно проверял умения и дисциплинированность едва ли не каждого матроса и офицера, с которыми ему предстояло отправиться в плавание. Он настоящий военный с твёрдо усвоенной привычкой к соблюдению секретности: он очень подробно рассказывает о своём переходе из Германии в Атлантику, когда его сопровождала немецкая подлодка, пересказывает свои переговоры с этой лодкой, но ни разу не называет ни номер лодки, ни фамилию её командира. В общем, Рогге — это человек, который оказался на своём месте: легко заметить, что он на самом деле получает удовольствие от своей работы.

Из всего того, что я сказал, может сложиться впечатление, будто плавание Рогге было чем-то вроде захватывающего приключения, а сам автор мемуаров был едва ли не самым добродушным капитаном и обходительным человеком на свете, выше всего ставившим благополучие своей команды и пленных, оказавшихся на борту «Атлантиса». Это не так. Этот человек убивал людей из 150-миллиметровых пушек. Этот человек устанавливал мины на маршрутах торговых пароходов. Рогге открывал огонь без предупреждения и дважды обстреливал пассажирские суда (правда, второе из них он по ошибке принял за войсковой транспорт). Кстати, легко проследить изменение тактики рейдера: если при захвате первых судов Рогге вступал в переговоры и приказывал остановиться, то после перешёл к внезапным обстрелам, стараясь разрушить радиорубку и не дать жертве послать сигнал бедствия. А ещё он топил танкеры с соляркой и машинным маслом в море, нанося тем самым огромный вред природе Земли. Конечно, он выполнял приказы и, вероятно, думал, что действует на благо своей страны. Кстати, Рогге ничего не пишет о нацизме и о своём отношении к гитлеровской идеологии. Это неудивительно, если вспомнить, что после войны он сделал прекрасную карьеру во флоте ФРГ, где дослужился до контр-адмирала.

Обычно говорят о том, что суммарное водоизмещение потопленных и захваченных «Атлантисом» судов составляет примерно 145 тысяч тонн, что является лучшим результатом среди надводных кораблей кригсмарине. Я скажу про другое. При захвате парохода «Сайентист» погиб один матрос. Он умер от ран уже после захвата корабля. При захвате «Кинг Сити» погибло шестеро, в том числе юнга. При атаке на танкер «Принц» — три человека, в том числе капитан. При захвате «Комиссара Рамеля» — три человека. «Автомедон» — шесть человек, в том числе капитан. Некоторые суда удалось захватить без жертв. Количество погибших на остальных неизвестно.

Что касается проблемы рейдерства как такового… Фактически, поиск и уничтожение торговых кораблей противника — это стратегия, которую может использовать более слабый флот, который не может добиться господства на море, одолев флот противника в одном или нескольких больших сражениях. Считается, что результатом рейдерских операций должно стать нарушение судоходства, которое вместе с убытками от простоя в ожидании формирования конвоев, расходами на охрану из военных кораблей и ростом страховых тарифов приведёт к краху экономики врага, позволив стране с более слабым флотом победить в войне. Крейсерскими операциями, как ещё называют рейдерство, занимался ещё Васко да Гама, они широко применялись Францией Людовика XIV во время войны Аугсбургской лиги и Войны за испанское наследство, ими занимался Владивостокский отряд крейсеров во время русско-японской войны. Германия, у которой не было сил для полномасштабной войны против Royal Navy, использовала рейдеры в обеих мировых войнах. Использование настоящих боевых кораблей для того, чтобы гоняться за торговыми пароходами, не всегда эффективно — им нужно больше топлива, их проще обнаружить и им сложнее уйти от преследования — судьба «Адмирала графа Шпее» это подтверждает. В итоге Германия пришла к идее об использовании в качестве рейдеров переоборудованных торговых кораблей с тщательно замаскированным вооружением. Самым известным из таких рейдеров стал «Атлантис»; правда, был ещё «Корморан», который вообще умудрился потопить настоящий боевой крейсер, но сейчас речь не о нём.

Из-за уже привычных мне недостатков серии «За линией фронта» от «Центрполиграфа» в их литресовской итерации я не знаю, как называется книжка в оригинале и кто её переводил. Насколько я знаю, Рогге написал только одну книгу — «Под десятью флагами», — и я думаю, что именно её наши доморощенные маркетологи с их нежной любовью к кричащим названиям обозвали «Рейдер «Атлантис»: Самый результативный корабль германского ВМФ». Хорошо хоть не «Морской вампир Гитлера: Нефть и кровь в океанских волнах». А то ведь могли.

Свою книжку Рогге писал в соавторстве с Вольфгангом Франком (соавтора «Центрполиграф» тоже не указал), и мне кажется, что я даже могу распознать в тексте те части, над которыми работал соавтор — это очень поэтичные, написанные очень красивым языком фрагменты вроде:

Перемена курса вновь бросила нас в пасть ветру и волнам. Ночной мрак слегка рассеялся. Причиной тому послужили изменчивые сполохи северного сияния и огни святого Эльма, плясавшие на верхушках мачт. Безымянные, под иностранным флагом и с фальшивыми отличительными знаками, мы бороздили безлюдные просторы Норвежского моря. Наши намерения оставались тайной, наше истинное лицо скрывалось под маской, наш груз был скрыт от любопытных глаз, а личный состав во всём, вплоть до причёсок, старался походить на русский экипаж.

Мне крайне сложно найти в этой книге хоть какие-нибудь недостатки — конечно, с точки зрения обычного читателя, а не с точки зрения профессионального историка (которым я всё равно не являюсь, так что определённая свобода у меня есть). Она неимоверно интересна и увлекательна.

Представьте, если бы капитаны пиратских кораблей писали бы мемуары (Уильям Дампир и Вудс Роджерс, кажется, писали) — вот примерно так выглядит книга капитана Рогге, который занимался примерно тем же, только на государственной службе. Главный герой вызывает уважение и сочувствие (опять же, нужно принять во внимание, что это его собственные мемуары). Говоря короче — книга обязательна к прочтению всем, кто интересуется маринистикой и историей Второй мировой войны.

Рецензия: Carassius
Последние сообщения на форуме
 
Тема
Автор
Дата
Просмотров
Ответов
Клады в игре К:КС 19.09.20, 14:04
786067
1555
Приключения в Вест-Индии" - Глава III: Дагон 19.09.20, 13:52
5233
197
Сyberpunk 2077 19.09.20, 13:50
5050
12
Поздравлялки! 19.09.20, 13:46
1729111
11055
Прохождение ад-дона Пираты Карибского Моря: Новые Горизонты 19.09.20, 13:15
110218
49
К:КС-Оружие и амуниция 19.09.20, 12:31
2294896
4337
Вопросы по игре К:ГПК 19.09.20, 10:03
12198590
25779
К:КС-Прохождение стартовой линейки 19.09.20, 04:13
1113565
1304
Вопросы по игре "Корсары: Каждому свое!" 19.09.20, 04:12
15972421
21756
Добровольный сбор средств 19.09.20, 00:27
231168
626
Реклама
 
Наши Проекты
Форум
Пустошь Мутантов
История Пирата
Новые Горизонты [RUS]
В Контакте



 
Последние статьи
-> Эрих Редер «Гросс-ад...
-> Бернхард Рогге «Рейд...
-> Майкл Пауэлл «Послед...
-> Вилль Бертхольд «Гиб...
-> Джошуа Слокам «Один ...
 
Файловый архив

Новые загрузки

-> Модификация "Ne...
-> Ресурсы городов
-> Мод-пак "Корсар...
-> Мод-пак "Корсар...
-> Корсары: Город ...

ТОП 5 загрузок

-> Мод-пак "Корсар... [171148]
-> Патч к игре Кор... [126480]
-> Корсары: Город ... [104385]
-> Патч к игре Кор... [95524]
-> Адд-он Возвраще... [85843]
 
Коллекция аватар
-> Пираты
-> Джек Воробей и К
-> Парусники
-> Морские пейзажи
 
Сентябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30
<< < > >>